Сн рк 3 03192006 скачать

Сн рк 3 03192006

Сн рк 3.03-19-2006.
Д.т.н., Телтаев Б.Б., инж. Мынжасаров Н.К. АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт», Республика Казахстан. Способ учета температурного режима асфальтобетонных слоев при оценке прочности нежестких дорожных одежд. Прочность и долговечность автомобильных дорог зависят от множества факторов, в числе которых имеются и природно-климатические. Одним из климатических факторов, оказывающих сильное влияние на прочностные и деформационные показатели материалов слоев дорожных одежд, в том числе асфальтобетонных, и грунта земляного полотна, является температура.

Наши ранние исследования показали, что температурный режим дорожных конструкций сильно изменяется в зависимости от погодно-климатических условий и не остается постоянной в течение суточного и годовых циклов [1-4]. В качестве примера на рисунке 1 представлены графики изменения температуры в точках асфальтобетонного покрытия конструкции нежесткой дорожной одежды на существующей автомобильной дороге «Алматы - Капшагай», 15 км, в июне месяце. Общая толщина асфальтобетонных слоев составляет 33 см. Основание представляет собой щебеночно-гравийно-песчаную смесь толщиной 20 см. Грунт земляного полотна – суглинок. Видно, что чем ближе к поверхности покрытия расположены точки, тем сильнее подвержен изменению температурный режим в зависимости от температуры воздуха. Таким образом, наиболее изменчивый в течение суток температурный режим свойствен асфальтобетонным слоям дорожных одежд, которые, как правило, располагаются на верхней части дорожных одежд.

Согласно СН РК 3.03-19-2006 для дорожных одежд, рассчитываемых на осевую нагрузку 13 т, следует предусматривать двухслойное асфальтобетонное покрытие общей толщиной не менее 15 см на основании, укрепленном органическими или неорганическими вяжущими. В таблице 1 приведены показатели, характеризующие температурный режим асфальтобетонных слоев конструкции дорожной одежды в марте месяце. Аналогичные данные были получены и для других месяцев года на основе обработки результатов экспериментального исследования температурного режима указанной выше автомобильной дороги, проведенного в течение одного года, в пределах верхней части асфальтобетонных слоев до глубины 15 см. При этом считается, что конструкция дорожной одежды включает два условных асфальтобетонных слоя, первый из которых имеет толщину 7 см, а второй – 8 см. Рисунок 1. Изменение температуры в точках дорожной конструкции по глубине в течение суток в июне месяце: а) с 8-00 до 18-00; б) с 20-00 до 8-00.

Таблица 1. Показатели, характеризующие температурный режим асфальтобетонных слоев дорожной одежды.


популярные авторы: